Резня в Лянкяране в 1918 году – массовые убийства, совершенные в Лянкяранском уезде
Мартовская резня 1918 года не обошла стороной и Лянкяранский уезд. Как и в других регионах Азербайджана, большевистско-армянские вооруженные отряды совершили кровавые преступления в Лянкяранском уезде. В ходе этих зверств 13 лянкяранцев были изрублены на куски, сложены в ящики и захоронены у моря. Села были разрушены, дома разграблены.
Роль судна «Эвелина» в событиях
Поводом для событий в Лянкяранском уезде стал рейс судна «Эвелина» 17 марта 1918 года, которое перевозило тело сына миллионера Гаджи Зейналабдина Тагиева Мухаммеда Тагиева из Лянкярана в Баку.
Мухаммед Тагиев погиб в Лянкяране от случайного выстрела во время игры в «русскую рулетку». Экипаж «Эвелины», перевозивший его тело в Баку, состоял исключительно из мусульман, что вызвало недовольство большевиков и армянских вооруженных группировок. Небольшой экипаж судна из 48 человек ускорил планы большевистских и армянских банд против Лянкярана. Это событие положило начало новой фазе армянской агрессии в регионе и более масштабным трагедиям.
Когда небольшая группа, похоронившая Мухаммеда Тагиева, возвращалась в Лянкяран на «Эвелине», вооруженные большевики потребовали разоружения команды, едва судно отошло от пристани. После отказа экипажа «Эвелина» подверглась обстрелу из пулеметов и винтовок. Весь экипаж был полностью разоружен и оружие было конфисковано большевиками и дашнаками.
Воспользовавшись удобным моментом, армяне тайно распространили среди Русского национального совета, каспийских матросов, партий эсеров и меньшевиков слух, о том, что якобы офицеры на «Эвелине» совместно с мусульманскими военными отрядами в Лянкяране получили приказ уничтожить русско-молоканские селения в Муганской степи. Таким образом, у армян появился повод для организации мартовской резни и в Лянкяране.
Нападения банды Шивкунова
Проармянская банда Шивкунова захватила дом Мирахмед хана в Лянкяране, превратив его в свой штаб. Вооружённые бандитские отряды Шивкунова под предлогом того, что в селе есть вооруженные отряды, несколько дней обстреливали село Сютямурдов Лянкяранского уезда, учинив поджоги и грабежи.
Чтобы предотвратить кровопролитие, 13 аксакалов села отправились к Шивкунову для переговоров о прекращении огня. Однако по его приказу солдаты взяли их в заложники, чем усугубили ситуацию. Затем вооруженные солдаты напали на Сютямурдов, потребовав у жителей сдать оружие, что привело к кровавой стычке. В перестрелке с селянами армяне случайно убили двух своих же солдат. Узнав об этом, Шивкунов приказал обезглавить всех 13 аксакалов.
Убийство 13 аксакалов
Имам мечети села Сютямурдов Лянкяранского района - внук одного из жертв геноцида Гаджи Фахри Садыгов рассказал АПА, что 13 безоружных аксакалов, пришедших для мирных переговоров, сначала расстреляли во дворе нынешнего ханского дома (тогдашнего штаба), а затем саблями изрубили на куски.
«Изначально изрубленные тела аксакалов захоронили в районе Дехне. После отступления банды Шивкунова наступило затишье. Когда начались поиски аксакалов, свидетель событий Муса сообщил моему двоюродному деду чайханщику Акперу, что их захоронили в ящиках в Дехне. Только через несколько дней жители села узнали о произошедшем. Они эксгумировали тела и перенесли их на сельское кладбище. Тела были изувечены с такой жестокостью, что опознать их можно было лишь по отдельным признакам: Ночью их принесли к мечети. Ждали рассвета. Затем сельчане и горожане собрались для похорон. По исламским законам, изуродованные тела нельзя было омыть. Был совершен джаназа-намаз для всех, и они были похоронены», - сказал он. Имам добавил, что когда вскрыли ящики, то каждого опознали по особым приметам: «Молла Гамид Ахунд был религиозным служителем - его узнали по тюбетейке и кольцу на руке, другого - по верхней одежде. Моего деда Шейха Аннаги Шейх Абдулгусейн оглы опознали по изуродованной части челюсти. Возраст убитых также отличался».
Продолжающиеся массовые убийства в Лянкяранском уезде
Резня в Лянкяранском уезде на этом не закончилась. Во время мартовского геноцида 1918 года в Лянкяранском уезде было сожжено более 40 деревень, сотни мирных жителей были зверски убиты. Только в поселке Гярмятюк за день было убито около 70 человек, в селе Мамуста - около 30, в Кяргялане - 30, в Сютямурдове - более 20, а в селе Гирдяни были убиты до 20 мирных жителей.
Поиск убежища выжившими
В 1918 году жители города Лянкяран и окрестных сел нашли убежище в лесу Осакуджа. Когда наступило временное затишье и жители вернулись в свои дома, они стали свидетелями армянских зверств. Дома были разрушены артиллерийскими снарядами, магазины и дома разграблены. На телах убитых и сброшенных в море людей были видны все признаки армянской жестокости и бесчеловечности. Банда Шивкунова, объединившись с армянскими дашнакскими силами, обстреляла с военного катера город Лянкяран. В результате одна из стен мечети Кичик базар была разрушена артиллерийским снарядом.
Резня в Гярмятюке
Жители Гярмятюка отправили аксакала села Гаджи Агабалу для переговоров с матросами, чтобы остановить резню. Гаджи Агабала, хорошо владевший русским языком, пришел на берег с белым флагом, но переговоры оказались безрезультатными. Шивкунов заявил, что перемирия не будет, пока не будет найден убийца солдата, погибшего в перестрелке на кладбище в Гярмятюке. Гермятюк два дня подвергался артиллерийскому обстрелу. Не довольствуясь этим, армянские солдаты во время обыска села расстреляли на месте семерых скрывавшихся молодых людей.
Банда Шивкунова, в особенности армяне, либо убивали, либо подвергали страшным пыткам наиболее уважаемых и известных аксакалов Лянкяранского уезда.
Среди тех, кто был изрублен и убит в Лянкяранском уезде в 1918 году, самому молодому было 20 лет, а самому пожилому - 84 года.