После решения Дональда Трампа о введении пошлин практически против всех стран мира, мировая общественность стала свиделем запуска очередного каскада геополитических и геоэкономических процессов. Ошарашенные решением Вашингтона большинство стран демонстрируют нежелание шагать в унисон с администрацией Трампа, другая часть решила договариваться, а остальные заняли выжидательную позицию.
Наиболее интересной в этом вопросе является позиция ЕС, а точнее ее ведущих стран. Как известно здесь в качестве локомотивов выступают Франция и Германия, и, если до сих пор в отличие от Парижа Берлин старался особо не выделяться в вопросах глобального характера, то сейчас наблюдается прямо противоположная позиция.
Германия на распутье: начало постамериканской Европы
Заявления, звучащие из Берлина, в большей степени указывают на то, что Германия решила вспомнить о былой славе и взять на себя роль лидера ЕС не только в экономическом, но и в военно-политическом плане. Издание Politico выступило с интересной информацией, где говорится о том, что Германия намерена забрать у США 1200 тонн своего золота на сумму в 113 миллиардов евро из-за введённых Трампом пошлин против ЕС.
«Правительство шокировано непредсказуемой политикой Трампа и больше не считает Америку надежным партнером. Германия обладает вторым по величине запасом золота в мире и 37% из этих запасов хранит в США в качестве гарантии, что при необходимости власти страны могут обменять золото на доллары или любую другую твердую валюту», — пишет издание.
Берлин бросает вызов Вашингтону: Европа на пороге трансформации
А министр экономики Германии Роберт Хабек вообще отметился красивой фразой: «Посмотрим, кто сильнее». Что это значит - Германия бросает вызов США или же это очередная проверка нервов? В одиночку Германия тягаться с США не сможет ни при каких условиях. Иная картина может нарисоваться при условии поддержки извне или какой-либо кооперации с глобальными игроками. По крайней мере мир уже стал свидетелем сближения Китая с Японией и Южной Кореей, о чем даже самые заядлые скептики не смогли заикнуться в недавнем прошлом. Поэтому громкие заявления Германии указывают на то, что в Берлине решили серьезно подойти к постамериканскому периоду в Европе. Призывы к выводу американских баз с территории Германии делают этот аргумент еще более весомым. Тем более, что Пекин давно строит планы основательно закрепиться в Европе и оторвать ее от Америки. Теперь это может стать реальностью.
Тут уместно было бы указать на появление первых плодов политики дистанцирования Штатов от европейских дел. Так, очередное заседание в формате «Рамштайн» 11 апреля пройдет впервые без участия Соединенных Штатов. Они не будут представлены ни на каком уровне, даже на чисто техническом. Председательствовать на заседании будет Великобритания.
Что касается конкретно вывода американских войск с территории Германии, Франция уже заявила о готовности разместить в этой стране свои истребители с ядерными боеприпасами. Мало того, лидер победившей на выборах в Германии партии ХДС/ХСС Фридрих Мерц призвал Великобританию и Францию расширить использование их ядерного арсенала для обороны Европы.
ЕС без Америки: Германия и Турция могут сформировать новую военную ось
В вопросе желания Германии о возрождении былой славы стоило бы обратить внимание на Турцию, имеющую одну из сильнейших и действенных армий европейского континента. В одиночку Германии такое бремя будет не под силу, поэтому в нынешних условиях вполне вероятно, что в Берлине сделают ставку на Турцию. Судя по всему и Анкара явно не прочь стать основой новых европейских сил, которые могут разместиться на территории Украины. Страны Евросоюза, опасающиеся резких шагов, готовы на все согласиться, лишь бы самим не ввязываться в рискованные мероприятия. Вполне возможно, что страны-лидеры ЕС могут согласиться на возвращение Турции исторических земель Причерноморья, включая Крым, в обмен на согласие Анкары взять лидерство военного плана в вопросе размещения контингента в Украине. Естественно, все эти плоды можно будет пожинать в случае успешного завершения в противостоянии российским амбициям на европейском контитенте.
Кто обещает Турции Крым и Причерноморье?
По сути, данный расклад вполне привлекателен для Турции. А почему бы и нет? Мир подошел к такой черте, когда геополитические амбиции в увязке с историческими факторами берут вверх над разумом и логикой, а ни чем не прикрытые территориальные претензии возводятся до уровня государственной политики. Так, что же мешает вспомнить принадлежность в прошлом Крыма и Причерноморья Османской империи? Поэтому вполне вероятно, что данные территории могут быть обещаны Турции в качестве бонуса за ее активное участие в миротворческой миссии в Украине и согласии выступить в качестве гаранта безопасности Украины. Все это может произойти в случае непредвиденных событий, с которыми Россия столкнется в будущем, на что собственно и рассчитывают на Западе.
Интересно, что вероятность получения дивидендов от трещины, образовавшейся в отношениях Европы и США, не прочь рассмотреть и в Анкаре. В Турции и не скрывают желания видеть Европу независимой от США. В интервью агентству Reuters министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, говоря о кризизе в Европе, отметил, что этот же кризис «может сделать ее более независимой от Вашингтона».
«Сейчас Европа переживает кризис, но этот кризис также может привести к возможности [для нее] стать более независимой и менее зависимой в некоторых областях от Соединенных Штатов», - подчеркнул глава МИД.
Берлин vs Вашингтон: Германия примеряет корону европейского лидера
Конечно, прогноз относительно возможного усиления Германии и ее превращения в глобального игрока в качестве лидера европейского континента может показаться довольно конспирологическим, но учитывая, что политика Трампа означает переход от укрепления позиций мегаимперии по всему миру к стратегии концентрации ресурсов на своей территории, его вероятность не так уж и мала. Как говорится, свято место пусто не бывает и обязательно найдется или найдутся те, кто намерен занять трон мирового гегемона, хотя пока явного лидера и нет. А все движется к тому, что этот трон поделят несколько амбициозных игроков и мир станет свидетелем создания коллективного руководства.
В любом случае все идет к построению многополярного мира, в котором самоустранения гегемона хоть и не наблюдается, но он открыто признает, что больше не намерен нести эту ношу. В случае, если масштабных военных конфликтов получится избежать – можно будет говорить о реальной многополярности.