Масштабная операция, проведённая 3 января в Венесуэле по указанию президента США Дональда Трампа, завершилась задержанием президента Николаса Мадуро и его доставкой в США. Вслед за этим Генеральная прокуратура США заявила, что Мадуро обвиняется в наркотерроризме, экспорте кокаина, хранении оружия и других аналогичных преступлениях.
Это событие, потрясшее мир, вызвало различную реакцию на международном уровне и актуализировало обсуждения вопросов безопасности, а также гуманитарной ситуации в регионе. Американская сторона заявила, что обвинения будут рассмотрены в судебной плоскости.
Решение Трампа — не импульсивное, а результат долгосрочного подхода Вашингтона
Комментируя тему для АПА, американский политолог Ирина Цукерман заявила, что решение президента Дональда Трампа по Венесуэле является не столько результатом сиюминутного импульса, сколько итогом долгосрочного подхода Вашингтона к этой стране.
По её словам, администрации США на протяжении многих лет представляли режим Николаса Мадуро как преступную, экономически разрушительную и представляющую угрозу для региона систему: «Санкции и дипломатическое давление не привели к реальным изменениям. Этот шаг Трампа стал проявлением нетерпения по отношению к зашедшей в тупик ситуации и стремления США восстановить своё влияние в регионе. Реализация решения именно в такой форме вызывает серьёзные споры и несёт риск создания опасного прецедента с точки зрения суверенитета Венесуэлы. Этот шаг может ослабить принцип осуществления политических изменений через внутренние процессы и в будущем может быть использован как правовое основание для аналогичных вмешательств».
По мнению политолога, отстранение Мадуро от власти не решает автоматически глубокие структурные проблемы Венесуэлы: «Корень кризиса заключается в институциональном коллапсе, экономической дезорганизации и глубоком расколе в обществе. Ключевой вопрос — кто и как будет управлять в переходный период. Многие венесуэльцы воспринимают уход Мадуро от власти как конец управления, основанного на страхе и репрессиях. Его правление запомнилось коррупцией, сфальсифицированными выборами и массовой миграцией. В этом смысле чувство облегчения, возникшее в обществе, является естественным».
Цукерман также добавила, что решение Трампа по Венесуэле нельзя однозначно оценить ни как успех, ни как откровенную авантюру.
«Реальный результат этого шага будет зависеть от того, превратится ли в будущем Венесуэла в более стабильное, легитимное и функциональное государство», — добавила И. Цукерман.
На фоне последних событий в Венесуэле внутри страны были задействованы чрезвычайные механизмы в сфере политического управления и безопасности. Официальные структуры продолжают работу по обеспечению общественной стабильности и оценке возможных рисков. Параллельно за ходом процесса внимательно следят и на международном уровне.
«Страна всё ещё пытается осознать произошедшее»
Венесуэльский политолог Рикардо Вас заявил АПА, что в его стране всё ещё пытаются осмыслить произошедшие события, и хотя точные масштабы ущерба пока неизвестны, ситуация постепенно стабилизируется, люди возвращаются к нормальной жизни.
«Страна всё ещё пытается осмыслить произошедшее. Пока не проведена точная оценка ущерба, нанесённого после бомбардировки в ночь на 3 января и человеческих потерь. В настоящее время обстановка по всей стране относительно спокойная, некоторые магазины возобновили работу, люди начали выходить на улицы», — подчеркнул он.
По словам эксперта, правительство уже созвало Совет обороны и продолжает деятельность в рамках режима чрезвычайного положения: «Вице-президент страны Делси Родригес, которая в настоящее время руководит государством, потребовала освобождения президента Николаса Мадуро и заявила, что Венесуэла не будет подчиняться никакой империи».
Политолог отметил, что в ближайшие дни власти Венесуэлы постараются восстановить определённую стабильность в стране и определить, какие шаги следует предпринять для предотвращения угрозы новых атак.
«Тем не менее, риск прихода к власти оппозиционных сил, поддерживаемых США, остаётся реальным. В частности, заявление Дональда Трампа о том, что он не поддерживает открыто лидера оппозиции Марию Корину Мачадо, может серьёзно повлиять на внутриполитические процессы в стране», — подчеркнул Рикардо Вас.
Фарид Юсифов