Политика

Интервью Президента Ильхама Алиева телеканалам: Широкая повестка - от внутренних дел страны до глобальной политики-АНАЛИТИКА

Регулярные интервью Президента для местных СМИ уже стали неотъемлемой частью государственного управления. В этих интервью открыто разъясняются внутренняя стабильность страны, позиция в региональных процессах, ситуация с безопасностью, направление экономического развития и приоритеты социальной политики. Одним из наиболее важных моментов является то, что Президент рассказывает не только о последствиях принятых решений, но и объясняет их политическую логику и стратегические цели. Это дает общественности возможность узнавать о происходящем непосредственно из первоисточника.

Интервью, ставшие уже традицией, показывают, что государственная политика основывается не на ежедневных ситуативных реакциях, а на последовательной стратегии. Сохранение суверенитета, безопасности и регионального влияния Азербайджана составляет основные столпы этой стратегии. Социальное благополучие, экономическая устойчивость и прагматичный подход к международным процессам также определяют политическую сущность курса государства.

Четкий взгляд на стратегический курс Азербайджана

Эта платформа обеспечивает проведение политических процессов не в тени, а в плоскости открытых дискуссий. В результате интервью Президента становятся не только источником информации, но и важным индикатором для понимания сущности политического курса, а также позволяют более ясно представить видение будущего страны.

Одним из таких интервью стало интервью, состоявшееся 5 января. Президент Азербайджана в трёхчасовом интервью для местных телеканалов ответил на вопросы, охватывающие широкий спектр тем — от внутренних дел страны до политических и экономических процессов глобального масштаба. Глава государства подробно прокомментировал позицию и приоритеты Азербайджана на фоне как региональной безопасности, так и изменений в системе международных отношений. Помимо этого, прозвучали чёткие мессиджи относительно социально-экономического развития, динамики реформ и будущего стратегического курса страны.

Зангезурский и Аразский маршруты: Формируется новая транспортная геополитика Азербайджана

Своими заявлениями о Зангезурском коридоре и Аразском маршруте Президент обозначил контуры новой геополитической стадии на транспортной карте Азербайджана. Он указал, что линия Баку–Агбенд–Нахчыван, новые железнодорожные соединения Нахчывана с Турцией и Ираном, а также мост через Араз превратят страну в точку пересечения транспортных коридоров Восток–Запад и Север–Юг. Это отражает как интеграцию Нахчывана, Карабаха и Восточного Зангезура как экономическо‑духовного пространства, так и качественное повышение транзитной роли Азербайджана.

Президент Ильхам Алиев в интервью отметил, что открытие Зангезурского коридора уже подтверждено Президентом США:

«Теперь и я убежден, что у граждан Азербайджана нет сомнений в том, что Зангезурский коридор будет открыт. Он может называться по-другому, но суть не меняется. Таким образом, все необходимые нам вопросы в рамках процесса нормализации с Арменией нашли решение так, как мы того хотели. Должен также отметить, что по нашей инициативе в поселке Агбенд строится мост через Араз. То есть у нас фактически будет две дороги из этого региона - в западном и южном направлениях. Одна – Зангезурский коридор – через Армению, а другая – Аразский коридор – через Иран. Инициаторами этого тоже были мы. Мы строим мост на собственные средства. В настоящее время, чтобы добраться из основной части Азербайджана в Нахчыван, нужно проделать долгий путь через Билясувар. Теперь же путь с территории Ирана до Нахчывана составит всего 45-50 километров. Таким образом, между основной частью Азербайджана и Нахчываном будет два сообщения: одно - через Армению, другое - через Иран. Мы фактически соединим Нахчыван, Восточный Зангезур и Карабах в один регион».

Война закончилась, Азербайджан живёт в условиях мира

Говоря в интервью о мирной повестке Азербайджана, Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что с политическим завершением конфликта с Арменией в прошлом году Азербайджан вышел из долгих лет напряжённости и военных действий и вступил в атмосферу мира:

«Именно в минувшем 2025 году с политической точки зрения был положен конец войне между Арменией и Азербайджаном, и мы уже несколько месяцев живем в условиях мира. Мы учимся тому, что означает жить в условиях мира, потому что после обретения независимости, и даже до этого, азербайджанский народ и государство жили в условиях войны. У войны были различные этапы. Вы это хорошо помните. И активный период войны, период прекращения огня, Вторая Карабахская война, антитеррористическая операция, последующий период – всем этим событиям был положен конец в августе прошлого года. То есть Азербайджан закрепил одержанную на поле боя блестящую Победу в политической плоскости и, как я уже отмечал, в офисе номер один в мире. Это, конечно же, станет одним из запоминающихся событий в истории нашей независимости, я бы сказал, одним из главных событий. С этой точки зрения, минувший год можно считать очень успешным и историческим для нашей страны, для нашего народа, и я уверен, что отныне азербайджанский народ будет жить в условиях мира. Несмотря на то, что мы всего пять месяцев живем в таких условиях, мы уже видим плоды этого – как в политической, так и в экономической плоскости. Позитивный настрой в обществе, рост уверенности в стабильности и безопасности – все эти факторы, конечно, позволяют нам успешно двигаться вперед и продолжать решать все стоящие перед страной задачи».

В современном мире диктуют не право, а реальная сила и взаимное союзничество

Президент, в первую очередь, разъяснил позицию Азербайджана на глобальной арене на фоне фактической неработоспособности международного права и преобладания фактора силы. Напоминая о резолюциях Совета Безопасности ООН, не выполнявшихся в течение 27 лет, он представил Вторую Карабахскую войну как справедливую войну самообороны в соответствии со статьёй 51 Устава ООН и подчеркнул, что сегодня в мире больше диктуют не право на бумаге, а реальная сила и прагматическая реальность.

«В современном мире больше нет того, что называется международным правом, не существует, пусть все забудут об этом.  Есть сила, есть сотрудничество, есть союзничество, есть взаимная поддержка. Конечно, надо быть уверенным в том, что находишься на правильном пути. Ни одна страна, ни один лидер не должны совершать ничего противоправного, не должны посягать на территориальную целостность какой-либо страны, не должны оккупировать какую-либо страну. Наше величие и мудрость, а также наша ответственность, видны невооруженным глазом. Мы могли бы применить силу и в 2020 году, и в 2023 году, и во время событий, произошедших в промежутке между этими годами, дав Армении ответ, который она заслуживает. Могли бы сделать так, чтобы они испытали те же страдания, что и наш народ, чтобы их территории были разрушены так же, как и наши, чтобы так же, как против нас, и против них были совершены военные преступления. Мы могли бы и их города привести в такое состояние, в каком оказался Агдам. С абсолютным спокойствием и уверенностью могу сказать, что никто бы не смог нас остановить. Но мы этого не сделали. Потому что, во первых, это было бы неправильно. Во вторых, я был абсолютно уверен и знал, что рано или поздно война, военное противостояние должны прекратиться, и если мы этого не сделаем, то это не прекратится. Это должна была остановить сильная сторона, и об этом уже даже писали в прессе. Советник Президента Трампа господин Уиткофф в одном из своих интервью сказал, что в Белом доме Президент Трамп спросил у меня: «Почему вы остановились? Вы были сильными». Мой ответ, вы, наверное, тоже слышали. Но, несмотря на это, у тебя должна быть военная мощь, чтобы никто не смел относиться к тебе пренебрежительно, никто не смог причинить тебе вреда. И чтобы никто даже подумать не мог, что может нанести тебе ущерб и не ответить за это. Поэтому мы наращиваем нашу мощь, в том числе и военную».

Сотрудничество тюркских государств в сфере безопасности является стратегической необходимостью

Коснувшись отношений между Турцией и Азербайджаном, Президент Ильхам Алиев отметил, что Азербайджан сотрудничает с Турцией в рамках официального, в том числе военного, альянса и предлагает, чтобы тюркские государства также начали сотрудничество в этой сфере путем совместных учений без намерения создавать военную организацию, передавали соответствующие послания через дипломатические каналы, и чтобы все страны‑члены поддержали эту инициативу:

«Мы сотрудничаем с Турцией в формате официального союзничества, в том числе военного, а также в рамках взаимной военной помощи. Однако было бы хорошо, если бы государства тюркского мира, являющегося нашей семьей, тоже начали сотрудничество в этом направлении. Предлагая это, я вовсе не имею в виду создание какой-либо военной организации. Некоторые интерпретируют это именно так. Нет, это совершенно необоснованно. Просто сейчас мы сотрудничаем в таких сферах, как энергетика, транспорт, торговля, инвестиции, во многих других областях. Почему бы нам не сотрудничать и в этой области? Учитывая, что сегодня это является задачей номер один для всех стран. Поэтому мое предложение остается в силе. Мы сейчас посылаем наши месседжи по различным дипломатическим каналам. Если будет достигнуто общее согласие, тогда в этом году мы увидим эти учения. Если же увидим, что учения не состоялись, тогда нужно будет спросить: «Кто это не поддержал?». Но я надеюсь, что все страны-члены это поддержат».

Сотрудничество с США служит национальным интересам обеих стран

Что касается азербайджано-американских отношений, Президент Ильхам Алиев назвал прошлый год историческим для связей Баку и Вашингтона:

«2025 год можно считать историческим и в контексте азербайджано-американских отношений. Потому что не секрет, что после обретения Азербайджаном независимости над американо-азербайджанскими отношениями, если можно так выразиться, как черная туча витала гнусная 907-я поправка, и, несмотря на то, что Азербайджан был молодой независимой страной, нам не удалось на должном уровне установить отношения с государством номер один в мировом масштабе, таким как Америка – в результате деятельности антиазербайджанских сил и армянского лобби в Америке. Азербайджанская сторона неоднократно предпринимала такие попытки. На определенных этапах отношения развивались в позитивном направлении. Однако существовавшие ограничения, особенно продолжение войны между Арменией и Азербайджаном, не позволяли влиятельным лицам в Америке наладить широкомасштабные отношения с Азербайджаном. Уже нет и этого ограничения, и, конечно, этому есть две основные причины: во-первых, официальное окончание войны между Арменией и Азербайджаном, во-вторых, нахождение у власти в Америке администрации Президента Трампа. Эта администрация очень прагматичная, очень профессиональная, ее члены во главе с Президентом прекрасно знают, каковы национальные интересы Америки. Естественно, сотрудничество с такой страной, как Азербайджан, обладающей сильным потенциалом и влиянием в регионе, важно и для Соединенных Штатов Америки. Для нас отношения с США тоже важны. Поэтому с этой точки зрения прошлый год может считаться переломным. На церемонии в Белом доме с моим участием Президент Трамп отменил 907-ю поправку. Однако Конгресс еще не отменил ее официально. Но этот шаг Президента, особенно с моим участием, безусловно, носит символический смысл».

По вопросу Газы решение должно приниматься не эмоционально, а на правовой и политической основе

Во время интервью Президент Азербайджана также коснулся кризиса на Ближнем Востоке, особенно вокруг Газы. Президент подчеркнул, что Баку сохраняет надежные партнерские отношения как с Израилем, так и с арабо‑исламским миром, а также четко отметил, что по вопросу Газы не будет принимать решение о военном участии на эмоциональной основе, вне правовой и политической рамки, без учёта международного мандата и реальных рисков. Он отметил, что Азербайджан как страна, долгие годы страдавшая от агрессии, не намерен подвергать жизнь своих солдат риску ради кого‑то, и что проблемы арабских стран в первую очередь должны решаться ими самими.

«Моя страна – пострадавшая от агрессии, страна, понесшая большие жертвы и в Первую Карабахскую – меньше, но тем не менее, – и во Вторую Карабахскую войну. И каждый азербайджанский гражданин для нас ценен. И мы не имеем никаких намерений рисковать жизнью и здоровьем азербайджанцев ради кого-то. Когда мы были в беде, мы были предоставлены своей судьбе. Никто нас не защищал. И в том числе, при всем уважении и сочувствии к Палестине, ведь Палестина тоже особо нас не защищала. . Да, были резолюции Организации исламской конференции, которые поддерживались всеми. Мы за это благодарны всем странам, точно так же, как и Азербайджан и в ООН, и в Движении присоединения, и в Организации исламского сотрудничества всегда поддерживал Палестину и создание Государства Палестина. И посольство Палестины функционирует в Азербайджане, в том числе благодаря финансовой помощи Азербайджана. Поэтому я всегда исходил из того, что дела арабских стран должны решать сами арабские страны», - отметил Президент Азербайджана».

Новые месторождения, новые рынки — Азербайджан стратегически увеличивает экспорт газа

В ходе интервью, затрагивая вопросы энергетической безопасности и новой энергетической геополитики, Президент отметил, что Азербайджан уже превратился в уникальный центр, поставляющий газ по трубопроводам в 14 стран, а в ближайшей перспективе — в 16 стран. Он подчеркнул, что благодаря Южному газовому коридору, новым газовым месторождениям и проектам в области возобновляемой энергии возрастает роль Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности Европы. Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что на сегодняшний день Азербайджан снабжает газом 14 стран, из которых 11 на регулярной основе, и отметил, что в этом году к этому списку добавятся ещё две европейские страны:

«В целом их будет 16, и это самое большое количество по поставкам трубопроводного газа. Ни одна другая страна в мире не поставляет трубопроводный газ в столько стран, как Азербайджан. В прошлом году наш экспорт составил более 25 млрд кубометров с потенциалом роста, и есть два источника для роста. Во-первых, я уже говорил о возобновляемых источниках энергии. Чем больше у нас будет возобновляемых источников энергии, тем больше газа мы сэкономим для экспорта. Во-вторых, новая добыча с существующих или новых месторождений. Среди них мы ожидаем новую добычу газа с глубоководной части месторождения «Азери-Чираг-Гюнешли». Как вы знаете, с этого месторождения добывается много нефти, но оно также имеет большие запасы газа, расположенные на большой глубине, поэтому его называют глубоководным газом. Мы ожидаем, что добыча начнется в этом году. Мы также ожидаем, что в ближайшие годы «Шахдениз» начнет новый этап, который называется «Шахдениз Компрессия», и это обеспечит дополнительный объем газа. Еще одним перспективным месторождением является Бабек, которое очень большое и имеет значительный потенциал, и есть ряд компаний, заинтересованных в инвестировании в него. Безусловно, месторождением, которое можно считать сопоставимым по размеру с «Шахдениз», является «Абшерон». В настоящее время оно находится на первой фазе добычи, и мы покупаем добываемый газ для местного потребления. Вторая фаза «Абшерона» даст нам, возможно, в три раза больше газа, чем сегодня. Так что будет больше газа для рынков. И наш газ нужен тем странам, которые уже получают его и хотят увеличить объемы закупок, а также тем странам, которые еще не получают его».

Азербайджан как «региональная лаборатория» энергетического перехода

 

Кроме того, глава государства подчеркнул, что проекты в области ветровой и солнечной энергии совместно с такими компаниями, как «Masdar», «ACWA Power» и BP, а также планируемые кабельные маршруты по дну Чёрного и Каспийского морей укрепляют позиции Азербайджана как производителя и экспортёра как «голубой», так и «зелёной» энергии. Он отметил, что полное отказ от полезных ископаемых нереален, а переход к «зелёной» энергии параллельно с нефтью и газом должен основываться на прагматичной комбинации, представляя Азербайджан как региональную «лабораторию» этого перехода.

Потенциал только нашей ветровой энергии превышает 150 ГВт. Слава Аллаху, много и солнечных дней – как в Баку, так и во всех регионах. Потенциал ветровой энергии Каспийского моря достаточно велик. Поэтому было бы грешно не воспользоваться этим.

«Когда мы представили эти возможности миру глобальной энергетики, то увидели большой интерес с их стороны. Сегодня нашим основным инвестором является компания Masdar из Объединенных Арабских Эмиратов, которая построила первую солнечную электростанцию мощностью 230 МВт. Вторая станция будет введена в эксплуатацию в ближайшие дни. Ее инвестором является компания ACWA Power из Саудовской Аравии. Это станция мощностью 240 МВт. Третью крупную станцию начала строить в Джебраильском районе компания bp, ее мощность также составляет 240 МВт. Это только начало. При этом китайские и турецкие компании тоже проявляют интерес. Мы также обратились к азербайджанским компаниям, и, поскольку эта сфера прибыльна и нужна стране, мы обратились и к ним, и местные компании уже подключились к этой работе. В конце прошлого года я даже заложил фундамент двух станций в Джебраиле.

Утверждена карта солнечных и ветряных электростанций, как на суше, так и на море, в том числе на освобожденных землях. В настоящее время нашей основной задачей является расширение возможностей приема энергоресурсов. Потому что, согласно существующим планам, к 2030 году в нашу систему будет интегрировано 6000 МВт солнечной, ветровой и гидроэнергии, а к 2032 году – 8000 МВт. То есть, чтобы принять этот объем, мы должны укрепить нашу энергетическую систему. Это называется Energy Grid.

Параллельно с этим должны быть построены аккумуляторные системы хранения энергии. На начальном этапе мы обратились к иностранным компаниям, чтобы они выполнили эту работу в качестве инвесторов. Но мы увидели, что большого интереса нет. То есть первые батареи мощностью около 250 МВт по государственной линии уже установлены, но их будет еще больше. Потому что, повторюсь, наши краткосрочные планы – получить 8 ГВт энергии», - отметил глава государства.

Указанное говорит о том, что обширные интервью Президента для местных СМИ — это не просто озвучивание политических заявлений, а открытое представление общественности стратегического курса государства. Позиция главы государства заключается в том, что будущая модель развития Азербайджана должна строиться на сильной армии, устойчивой экономике, сбалансированной внешней политике и общественно-политической стабильности, основанной на национальных ценностях. Этот подход является не только анализом существующих реалий, но и выступает в качестве дорожной карты для долгосрочной перспективы. Интервью Президента способствуют институционализации политического диалога, разъяснению сути принимаемых решений и более активной интеграции общества в процессы. В итоге этот формат укрепляет принцип подотчётности государства и выступает важной политической платформой, укрепляющей уверенность азербайджанского общества в будущем.